Выставка «Шины, РТИ и Каучуки-2014», прошедшая в Москве в Выставочном центре на Красной Пресне с 22.04.14 по 25.04.14 г., в очередной раз показала уровень экспансии китайской шинной промышленности на российский рынок.
Порядка 90% представленных компаний являлись китайскими, а российский шинный бизнес оказался в катастрафическом меньшинстве.
Более того, общение с менеджерами российских компаний показало, что и российские компании, которые осуществляют разработку собственной шинной продукции, заказы на изготовление шин также размещают в Китае.
Казалось бы, мировая тенденция удешевления стоимости производства продукции, за счет размещения заказов на изготовление в странах с дешевой рабочей силой, логична и оправдана и для заказчика, и для конечного потребителя.
Однако, размещая заказы за рубежом, российская шинная промышленность лишается существенных стимулов для собственного развития.
Такими видятся: передача технологий иностранному производителю, отсутствие производственной и развитие научной базы в своей стране, и, как следствие, отсутствие площадки для подготовки профессиональных кадров — от рабочего до инженера-технолога.
Кроме того, возникает ощущение отсутствия НАМЕРЕНИЯ производителя создать РОССИЙСКИЙ бренд на базе РОССИЙСКОГО ПРОИЗВОДСТВА. И, как бы, отказ от возможности вступить в серьезную конкурентную борьбу с мировыми производственными лидерами шинной индустриии за долю российского рынка.
А это чуствует потребитель!
Общаясь на бытовом уровне с владельцами колесных транспортных средств (от легкового автомобиля до карьерных самосвалов и спецтехники различного назначения) можно четко проследить нежелание приобретать российскую шину и намерение, при первой же возможности, переобуть свою технику в топовые бренды. Цена в таком случае НЕ ИМЕЕТ первоочередного значения.
Возникает вопрос: - ПОЧЕМУ ЖЕ МЫ НЕ ВИДИМ РОССИЙСКУЮ ШИНУ, достойную войти в ТОП-10 мировых шинных лидеров? ЧТО МЕШАЕТ РОССИЙСКОМУ ПРОИЗВОДИТЕЛЮ создать и, главное, запустить в массовое производство шину, которая по своим характеристикам станет равной или близкой по показателям к таким торговым маркам, как Michelin, Kormoran, Goodyear и ряду других?
А ведь до сих пор на территории РФ сохранились и работают заводы по производству шин для легковой и грузовой техники. При заводах существуют лаборатории, в разных городах до сих пор работают НИИ по исследованию свойст каучуков, их производных. Ежегодно регистрируются патенты на различные изобретения в этом направлении.
Ни для кого не секрет, что такие российские заводы, как КамАЗ, ВАЗ, КРАЗ, ГАЗ и другие по сей день ставят на свои базовые модели камскую, ярославскую шину.
Где же выход? Что, как говориться, делать?
Своим обывательским взглядом я их вижу несколько обязательных шагов, хотя они уже сотни раз озвучивались с высоких трибун по сходным темам:
Первое — льготы всех видов на вновь создаваемое производство.
Второе — минимальнейшие ввозные пошлины на сырье для производства. В особенности на такое сырье, которое по своим характеристикам не возможно для производства или добычи на территории РФ.
Третье — финансирование научных исследований и последующая защита патентами созданных на государственные средства технологий на уровне спецслужб — шины, особенно грузовые, являются продукцией двойного назначения!
Четвертое — дотации или целевое приобретение современных научных и производственных технологий за счет средств государства с обязательствами бизнеса по их внедрению на производстве.
Пятое — формирование самосознания, или, даже, принуждение, российского бизнеса к осознанию необходимости создания производства на территории России, отвечающего по стандартам качества продукции высшим мировым требованиям, которое должно быть в первую очередь ориентировано на внутреннего потребителя.
Шестое — обучение российского рабочего современной производственной культуре (на совместных предприятиях данная проблема преодолевается с поразительной легкостью в течение пары лет за счет жесткой трудовой и производственной дисциплины, материального стимулирования и ротации кадров внутри производственных участков).
Седьмое — первичная маркетинговая поддержка продукции компаний, которые взялись за производство продукции на основе технологий, созданных или приобретенных на государственные средства.
А может быть и восьмое и надцатое. То есть, необходимо в очередной раз разработать и предпринять комплекс мер, которые, как было сказано выше — всеми высказаны и всем известны.
Тот же Китай, пойдя по пути государственной поддержки и развития национального бизнеса, на сегодня уже имеет и научную, и технологическую и производственную базу. А китайские производители, грамотно реализовавшие на своих предприятиях государственные программы поддержки, с гордостью говорят об этом и в устных беседах и в официальных документах и пресс-релизах.
Наверное, надо надеяться на то, что политическая напряженность, возникшая у России со странами участниками НАТО и политико-экономические санкции, в том числе и в отношении капиталов частных лиц и ряда компаний, которыми грозит США и ЕС, заставят российский бизнес еще раз посмотреть на нашу страну, не только как на средство бесконтрольного извлечения капитала, а как основной аэродром базирования благосостояния их семей на Родине, для которого лучшей инфраструктурой будут производственные комплексы на прилегающей территории.
28 апреля 2014 г. Москва